Что такое структурированный текст

Структура текста

Статья, смысл которой понятен с первого прочтения, повышает позицию сайта в поисковой выдаче, приносит пользу его посетителям и доход владельцам. Чтобы читатель не запутался в обилии информации, автор при написании материала тщательно продумывает, какой должна быть структура текста. Поэтому копирайтеру необходимо уяснить, как правильно подать свою мысль, какими приемами и средствами для этого воспользоваться, каких ошибок избегать при работе над статьями разных типов.

Структура текста
Копирайтеру нужно продумать структуру текста.

Что такое структура текста

Под этим термином понимают разбивку статьи на смысловые блоки, их правильную расстановку, выстраивание связей между отдельными частями.

Кому и зачем она нужна

Правильная компоновка текстов необходима для:

  1. Читателей. Большинство людей с трудом ориентируются в сплошном потоке фраз и предложений, быстро теряют интерес к написанному. Поэтому автор стремится удержать внимание целевой аудитории (ЦА) не только за счет емких формулировок и нестандартной подачи материала, но и грамотного разделения на блоки. Отдельные небольшие фрагменты быстро читаются, легко складываясь в общую картину. В такой статье несложно отыскать нужные сведения, выделить главную мысль, найти ответ на вопрос, который привел пользователя на сайт.
  2. Поисковых систем. Структурированный текст лучше индексируют поисковики. Поэтому страницы, на которых размещают такие материалы, в результатах выдачи стоят выше тех, где опубликован контент с непродуманной структурой.
  3. Сайтовладельцев. Правильно написанные статьи привлекают внимание к порталу, увеличивают количество посетителей и клиентов.
Структура нужна
Структура текстов необходима для читателей.

Задача автора не сводится к переложению мыслей в текстовый формат. Понадобится встать на место читателя и проверить, как выглядит результат. Неверное дробление материала на составные части приводит к расфокусировке внимания, появлению логических несоответствий, нарушению связности текста.

Виды структуры текста

В копирайтинге и журналистике различают несколько видов структуры письменного контента. Каждый из них подходит для разных целей и ситуаций.

Логическая

Для нее характерно последовательное изложение информации. При этом очередное утверждение вытекает из предыдущего, связано с ним по смыслу напрямую или опосредованно. Такая организация текста применяется для написания аналитических статей, руководств, детальных описаний.

Логическая
Логическая структура —  последовательное изложение информации.

Пирамидальная

В ней сначала формулируется общая мысль, которая ниже уточняется, конкретизируется, излагается подробнее. Движение от целого к частному с последующим сужением фокуса похоже на перевернутую пирамиду.

Такая структура подходит для информационных статей, пресс-релизов, новостей.

FAQ-структура

Этот вариант удобно использовать для ответов на вопросы в справочном разделе сайта или для публикации интервью. В первом случае сначала формулируется проблема, с которой нужно справиться, затем приводится решение. Во втором — задается вопрос, указывается имя интервьюируемого или его инициалы, за которыми следует ответ. В таком тексте легко отыскать нужную информацию или интересующий фрагмент.

FAQ-структура
FAQ-структура используется для ответов на вопросы.

Коммерческая

Статьи со структурой этого типа предназначены для продажи услуг и товаров. Читатель получает описание преимуществ предмета или сервиса, убеждаясь в том, что покупка принесет пользу и решит какие-то проблемы лучше других аналогичных продуктов.

Коммерческий текст выстраивают по схеме AIDA: «внимание», «интерес», «желание», «действие» (от англ. attention, interest, desire, action). При написании продающей статьи не всегда соблюдают логическую структуру. Здесь важно привлечь внимание посетителя, заинтересовать его особенностями продукта, вызвать потребность приобрести рекламируемый товар, а в конце подтолкнуть к действию (заказу, звонку, подписке). Порядок подачи информации оказывается на втором месте, ведь главная задача пишущего — добиться результата: превращения читателя в клиента.

Комбинированная

В ней сочетаются разные способы организации текста. Например, вначале копирайтер обрисовывает проблему, используя пирамидальную структуру, после чего раскрывает тему с помощью логической. Несколько подходов в одной статье помогают углубиться в подробности и проанализировать поднятый автором вопрос. Такой набор приемов подходит для информационных и образовательных материалов, а также записей в блогах.

Комбинированная
Комбинированная структура сочетает несколько подходов.

Хаотичная

Характерна для текстов начинающих авторов или блогеров, которые не придерживаются какого-либо одного подхода, слабо владеют информацией, не умеют выделять основные мысли. В таких статьях анализ чередуется с ответами на вопросы, детализация сменяется обобщением, нарушается логика изложения. Пишущий часто сбивается с одного стиля на другой. В результате читатель теряет интерес к теме, ведь извлечь из материала нужные сведения в подобном хаосе сложно.

Из-за статьи с непродуманной структурой сайт оказывается на низких позициях в поисковой выдаче.

Признаки качественного текста

Следующие черты присущи статьям, авторы которых правильно доносят свои идеи до читателей:

  1. Текст состоит из смысловых частей. Чтобы выделить их, используются заголовки, элементы форматирования, дополнительные материалы (диаграммы, изображения, графики, мультимедийные вставки).
  2. Разделы логически и тематически связаны между собой.
  3. Слова расположены в порядке, который не допускает двусмысленного толкования написанного.
  4. Материал выдержан в едином стиле (публицистическом, информационном, официально-деловом, разговорном, научном и др.).
  5. Тема раскрыта до конца, у посетителя не остается нерешенных проблем после прочтения статьи.

Такой контент положительно оценят пользователи сети, а поисковые роботы поставят его на высокие позиции в выдаче.

Структурированный материал с грамотно поданной и достоверной информацией не теряет популярности годами.

Как структурировать текст

При написании текстов для сайтов авторы опираются на несколько правил, которые подходят для работы над статьями любого содержания.

Заголовки

В названии материала упоминается тема, которую развивает копирайтер. Главная задача пишущего — притянуть внимание читателя, поэтому формулировки должны быть:

  • емкими, т. к. нежелательно растягивать заглавия более чем на одну строку;
  • яркими, чтобы текст выделялся среди аналогичных статей на других порталах.
Заголовки
Заголовки должны притягивать внимание читателя.

Подзаголовки помогают читателю визуально ориентироваться на странице, а также в первую очередь индексируются поисковыми машинами. Их часто выносят на самый верх в виде оглавления, где расставляют ссылки на соответствующие блоки. Посетитель, желая сэкономить время, может читать только те разделы, информацию из которых он считает полезной для себя. Если пользователь отвлекается, с заголовками ему будет проще найти место, где он остановился в предыдущий раз.

Введение

Во вступительном абзаце автор в нескольких словах поясняет, о чем пойдет речь дальше. Посетитель, ознакомившись с этой частью, решает, стоит ли ему читать всю статью. Поэтому здесь нельзя вводить ЦА в заблуждение, например упоминать аспекты, которые в тексте не раскрываются. Объем введения — 3-5, редко 6-7 не слишком длинных предложений.

Логика и смысл

Перед написанием основной части нужно выделить главные положения статьи, из которых вывести второстепенные. Порядок их освещения может быть разным:

  • от общего к частному;
  • от простого к сложному;
  • последовательный, в порядке уменьшения или возрастания значимости;
  • хронологический (если рассматривается развитие проблемы с течением времени).
Логика и смысл
Нужно выделить главные положения статьи.

По мере чтения в сознании посетителя складывается полная картина. При этом автор старается не перескакивать с одного аспекта темы на другой, а постепенно дополняет и расширяет представления читателя о предмете. Если используется FAQ-структура, вопросы и ответы группируют.

Абзацы

Структурированные тексты опрятно смотрятся на странице. При этом на каждую мысль приходится один абзац. Его длина — 1-5 предложений, максимальное количество — 7. Каждый последующий абзац продолжает развивать тему, не вступая в противоречие с предыдущим текстовым блоком.

Маркированные и нумерованные списки

Списки необходимы для перечисления объектов, свойств, последовательных действий. Их легко выделить из текста, охватить взглядом и сориентироваться при выполнении инструкций. Если порядок шагов нельзя нарушать, подойдут нумерованные списки. В остальных случаях автор выбирает тип самостоятельно.

Маркированные и нумерованные списки
Для перечисления объектов используются маркированные и нумерованные списки.

Таблицы

Этот способ подачи информации удобен для отображения больших объемов данных, наглядного представления и сравнения показателей, работы с числовыми параметрами. Над таблицей принято указывать подзаголовок и номер объекта, если их в тексте больше 1.

Иллюстрации

Изображения — картинки, фотографии — помогают создать правильное представление о предмете статьи. Они встречаются в информационных материалах, инструкциях, продающих текстах. В некоторых случаях иллюстрации развлекают читателя, но всегда относятся к теме статьи. Часто под изображениями размещают пояснительные надписи.

Иллюстрации
Иллюстрации помогают создать правильное представление о смысле статьи.

Выделения в тексте

Главные мысли, важные примечания, цитаты выделяют курсивом, полужирным шрифтом, подчеркиванием, рамками. Ссылки на другие страницы портала или сторонние сайты оформляют с использованием специальных HTML-тегов.

Равные отступы

Текст выравнивают относительно края страницы для удобства чтения. Вспомогательные объекты (списки, вставки, цитаты, таблицы, изображения) выделяются за счет одинаковых дополнительных отступов. Материалы, отформатированные в едином стиле, лучше смотрятся на экране, от их просмотра не устают глаза.

Равные отступы
Таблицы выделяются за счет одинаковых отступов.

Между абзацами ставят только 1 пустую строку, чтобы не растягивать текст.

Использование сигнальных слов

Слова и выражения, которые помогают автору развить мысль и направить внимание читателя в нужном направлении, называют сигнальными (переходными). Они употребляются для:

  • перечисления («и», «кроме того», «также» и др.);
  • пояснения причин («поскольку», «потому что», «таким образом»);
  • сопоставления («больше», «меньше», «хотя»);
  • выражения возможности («возможно», «скорее всего», «почти»);
  • выделения («в первую очередь», «особенно»);
  • подведения итогов («отсюда следует», «в результате»).

Без связок между предложениями, абзацами, частями текста статья производит впечатление сухого перечня фактов.

Выводы в конце статьи

В заключительной части пишущий резюмирует приведенные ранее доводы. В противном случае у читателя часто создается впечатление, что материал оборван на полуслове.

Некоторые секреты

Чтобы написанное не казалось беспорядочным нагромождением слов, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Составить план, выделив основные и побочные мысли, которые должны присутствовать в тексте.
  2. Придумать заголовки для отдельных разделов.
  3. Периодически подсчитывать количество предложений в абзацах.
  4. Следить за длиной сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  5. Перечисления, состоящие более чем из 3-4 позиций, оформлять в виде списков.

Во время работы стоит пересматривать отдельные фрагменты текста. Готовую статью нужно прочитать от начала до конца, стараясь оказаться на месте посетителя сайта, который видит материал впервые. Так удастся заметить логические ошибки, неверные формулировки, дефекты оформления.

Что будет, если пренебречь структурой текста

В этом случае читатели рискуют запутаться в информации, не понять основного посыла текста. Многие уйдут с портала, не добравшись даже до середины статьи. Плохо организованный материал не будет индексироваться поисковыми системами, что приведет к понижению рейтинга сайта.

В каких случаях структурирование в тексте не нужно

Если не требуется продвигать страницу, рекламировать и продавать товары, отвечать на вопросы, то придерживаться четкой структуры необязательно. Такими бывают тексты для личного блога, поста на форуме или в социальной сети. Здесь автор делится впечатлениями, рассказывает о себе, выражает эмоции, поэтому упорядочивание выглядит искусственным, неуместным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Команда Content-Online.ru/ автор статьи

Мы профессионально занимаемся созданием контента для продвижения сайтов. Считаем своим долгом делать тот контент, который будет приносить вам трафик и прибыль. При этом - всю рутину мы берем на себя.

Биржа копирайтинга